Традиции и обычаи древних славян

Традиции и обычаи древних славян


Обычаи славян неразрывно объединяют нацию и помогают не забывать свои корни. Нам выбирать придерживаться их или нет, но почитать уникальность истории народа необходимо каждому. Ведь за символизмом скрывается глубокий посыл и важный смысл. Конечно, верования и представление о мире с тех пор значительно изменились, но некоторые обряды дают повод задуматься о нашем месте в природном цикле.

Обычаи древних славян

Среднестатистический предок жил в большом родовом доме на несколько семей. Его день начинался с пением петухов, а заканчивался с заходом солнца. Одним словом быт его можно было назвать — работа. С раннего утра люди трудились на полях, занимались разведением скота, иногда охотились и рыбачили. Добыть пропитание было сложно даже с развитием ремесленничества. Возможно поэтому они так ценили праздники и святые дни, ведь такого понятия, как «выходной» попросту не было.

Центром города или поселка служил рынок. С самых мелких деревень сюда стекались жители со своим товаром, а постоянные обитатели старались построить дом поближе к людному месту. Над селением обязательно возвышалась церковь, да так, чтобы купол был виден с любой точки окрестности. В дохристианскую эпоху оккультные алтари размещались наоборот за чертой города, по его периметру.

Семья

Предки акцентировали внимание на связи поколений и относились с глубоким почтением к истокам. Даже слово «природа» говорит о том, как древние отождествляли себя с окружающим миром – в виде продолжателей единого рода. Домашний очаг оставался священ, и духовные семейные ценности передавались столетиями.

Старейшиной рода становился не самый древний житель, а тот, кто был еще в силах. Например, отец двух сыновей назывался главой над их новыми семьями, а также обеспечивал стареньких родителей — своих и жены. Ютились под одной крышей до тех пор, пока отец не принимал решения о постройке новой избы для старшего сына.

Рождение мальчиков

Как и по библейским канонам, большое количество детей в доме считалось счастьем и радостью. С малого возраста они помогали семье по хозяйству, а с подросткового наравне со старшими трудились на полях и ухаживали за скотом. Конечно же, парни в этом вопросе были более полезны. К тому же, по обычаю жена приходит под кров родственников мужа, а это еще одни рабочие руки.

Вернуться к оглавлению 

Рождение девочек

А вот к женскому полу традиции древних славян были не так благосклонны. Дочь не просто покидала отчий дом, ей полагалось существенное приданое, с которым она уходила в день бракосочетания. Однако до этого момента малышки с трех лет начинали трудиться на кухне, умели заштопать рубаху и подмести хорошо пол, чем приносили пользу.

Обустройство дома и хозяйств

Жили славяне в срубах — деревянных избах из крупного леса. Щели между бревнами законопачивали старыми тряпками, в домах с достатком повыше — овечьей шерстью. Природные материалы хорошо держали тепло, а также целительно воздействовали на организм. Спали на лежанках, в бедных семьях на сене, расстеленном на полу.

Дом обрамлял скотный двор и сад, за ним земля для пахоты и посевов. Так как крестьяне обеспечивали всем необходимым себя сами, в хозяйстве нередко имелся прядильный станок. Из полученных нитей шили одежду, скатерти, делали одеяла.

Лапти также плели самостоятельно, из волокон разных деревьев. Самыми недолговечными, а поэтому и дешевыми, считались изделия из лыка. У большинства населения были именно такие, те, что подороже, шли на продажу. Их применяли для длительных путешествий, ведь передвигались больше пешком.

Переезд

Менять место жительства молодому человеку после свадьбы удавалось не всегда. Семья долгое время могла ютиться с родней, пока глава рода не принимал решения о переселении. Дом строили на тщательно подобранном месте. Оно должно было соответствовать не только «технике безопасности», но и канонам вероисповедания.

Удачное размещение сулило мир и процветание семье. Категорически запрещено было затевать строительство в зоне, где до этого располагались:

  • сгоревший дом;
  • баня;
  • место захоронения;
  • близко край кладбища, ведь там ставили могилы самоубийц.

Вещи переносили ночью, не забывая прихватить старый мусор — сжигая его в новом жилище, славяне рассчитывали уберечь себя от сглаза. Первыми в дом запускали кошку или петуха, им было велено взять на себя дела злых духов, которые набрасываются на первого входящего.

Удача в доме

Секрет ладного жилья, по мнению предков, скрывался в хорошей печи. Для укрепления здоровья новорожденного печи родного дома сжигали его пуповину. Малыши постарше также были под защитой, ведь их молочные зубы отправлялись в тот же семейный очаг.

Не удивительно, что по поверьям, именно за печкой жил домовой. Ему оставляли каждый вечер угощения и старались лишний раз не тревожить. Хозяйки знали, что пока у него все хорошо, из дома не будут пропадать вещи, а среди родных сохраниться мир и порядок.

Вернуться к оглавлению 

Стол

Его ставили в «красный угол», то есть тот, над которым размещены иконы. Трапеза отличалась от современной тем, что принималась несколько в другом порядке:

  • в качестве закуски шли пироги;
  • затем сытные блюда из мяса, птицы, рыбы;
  • все это заедали «юшкой» или по-нашему супом;
  • а на десерт — всевозможные сладкие угощения с чаем из самовара.

Лавки по угловым сторонам стола прибивали к стене, место на них считалось почетным. С других сторон использовали приставные, если гостей было много.

Окна

С приходом в славянский мир христианской религии, появилось поверье, что за каждым окном стоит Божий Ангел, который следит за домочадцами и оберегает их. Через них никогда не выбрасывали мусор, не выливали помои, а с появлением тепла старались как можно скорее раскрыть пошире ставни.

Ворота

Когда зима начинала отступать, в дело вступали очистительные обряды. Ворота также не стали исключением — возле них разжигали костер, чтобы каждый входящий оставлял за забором всякую нечистую силу.

Выходя поутру за ворота, мужчины молились в сторону церкви, затем поворачивались на восход солнца и в завершение снова обращались к воротам. Таким образом почитался Бог, выражалась благодарность за Его создание — природу, а затем и прошение о сохранности земного имущества.

Основные обряды

Давние традиции и первые обычаи древних славян постоянно видоизменялись под давлением всевозможных факторов:

  • с приходом монорелигии;
  • по локальном завоевании другими народностями;
  • из-за новых познаний о мироустройстве.

Однако в основе своей важнейшие праздники и обряды остались прежними. Выделялись рождение, взросление, создание новой семьи, а также отход в мир иной. Эти ключевые этапы становления личности, как части рода, были окутаны таинством ритуалов и священнодействий.

Инициация

От самого рождения для ребенка была предопределена судьба — мальчикам пуповину отрезали мечом, а девочкам ножницами. Парни становились защитниками рода, обеспечивали пропитание и кров. Девушки хранили уют, ткали полотна, из которой затем изготавливали одежду, также копили домашнюю утварь.

В три годика ритуал повторяли — сыновей сажали на коня, опоясывали их мечами и символически проводили лошадей вокруг дома с новым наездником. Дочь впервые садилась за пряжу в этом же возрасте, а сотканная нею нить хранилась до свадьбы. Ритуалы означали то, что с этого момента детей можно привлекать к работе, учить их ремеслу и военному делу.

В подростковом возрасте инициация выявляла готовую к супружеству молодежь. Для этого существовало два дома — мужской и женский. В них старшие наставляли младших. Девушкам надевали верхние юбки, которые были знаком готовности к созданию семьи, а парням — повязывали мечи.

Свадьба

Одно из самых радостных, а следовательно и веселых, событий в доме древнего славянина. Самому празднику предшествовали сватание и смотрины – в результате них составлялась устная договоренность о статусе жениха и невесты. Молодожены лишь номинально играли в процессии главную роль, на самом деле во главе всего оставались родители.

Мать передавала дочери все необходимое для жилья. Приданное копилось с младенчества девочки, и по нему можно было легко определить зажиточность семьи. Для молодого не менее важным была помощь отца, так как прежде ремесло переходило из поколения в поколение. Сына снаряжали не только умениями, но и рабочим инструментом.

Особенное внимание уделялось чистоте невесты. В знак оставления детской невинности, ей обрезали косу, а в некоторых регионах просто прятали. Затем ее голову покрывали платком или чепцом, в знак замужества. Прощание с отчим домом нередко был печальным, на свадьбах рекой лились слезы. Однако пиры на протяжении двух-четырех дней оставляли только самые яркие воспоминания о событии.

Похороны

Так как к отпеванию не допускались люди, не исповедавшиеся в течение года до смерти, к больному старались успеть пригласить священника. Если же человек не был крещен или умер, наложив на себя руки, его хоронили тихо, на краю кладбища.
Обряды были направлены на почтение памяти усопшего. В отведенные 3, 9 и 40 дни по смерти семья готовила угощение для тех, кто знал его и всех нуждающихся. Еду относили в церковь, а застолья или поминки на кладбище считались неуместными, кощунственными. Родственники молились о прощении грехов и введении души умершего в Небесное Царство.

Гадания

В том, что касается будущего, славяне полагались на силы природы — с вопросами обращались к камням и деревьям, дождевой воде и огню, солнцу и ветру. А самое потаенное доверяли духам умерших предков. Чтобы достучаться до них приходилось искать уединенные места: крутые холмы, заброшенные дома, даже кладбища.

Интересовало в основном здоровье скота и крепость урожая, скорость сезонных перемен и объемы закромов, которые стоит заготавливать на зиму. Но безусловным лидером этого рейтинга конечно же становился вопрос о будущем супруге и невесте. Чтобы узнать заветное имя молодежь просыпалась досветла, а то и в полночь. При свете свечей, надеясь увидеть силуэт суженого, девушки вглядывались в зеркала.

Вернуться к оглавлению 

Ночь на Ивана Купалу

В день летнего солнцестояния проводилось немало ритуалов. Прыжки через костер очищали тело человека от злых духов, болезни, а купание означало омытие всякой скверны с души. Назван праздник в честь предтечи Иоанна Крестителя, но появился задолго до прихода на Русь христианства. Религия лишь утвердила славян в желании получить демонстративное символическое обновление как физически, так и духовно.

Купальская ночь сулила немалым переполохом, так как в знак ярости и бесчинства злых духов, было разрешено чинить разгром по всей деревне. Молодежь вдоволь баловалась с чужим имуществом, хоть и не повреждая его — переносила из двора в двор, складывала в кучи посреди дороги, опрокидывала бочки и телеги. На утро все возвращалось на круги своя, а шутников никто не наказывал.

Принесение треб как языческий обряд благодарности родным богам

Обычаи древних славян основывались на почитании сил природы. Ежегодно перед каждым праздником совершались приношения богу солнца, плодородия, стихий, земли и прочим. У всех семей был свой покровитель, который чаще всего был связан с ремеслом семьи.

Жертвы были посильны и индивидуальны для отдельного дома, так как достаток в то время не мог измеряться номинально. Главным считались искренность дара и уважение к ритуалу, а не размер приносимого. Местом передачи треба были алтари, на которых проводились обрядовые действия.

Заключение

Традиции и обычаи славянского народа многогранны, но в чем они сходятся воедино, так это в желании быть в гармонии с природой и друг другом. Связь между родственниками была, как и сейчас, крепкой и практически неразрывной. Обряды были созданы и поддерживались потомками для поддержания этого жизненного цикла и процветания последующих поколений.

Вернуться к оглавлению 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector